Услуги

Бизнес-стратегия

Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением.

Сунь Цзы

bk11b croper ru

Стратегия – это путь достижения целей. Целей, конечно же, стратегических.

Подходов к разработке стратегий существует тоже множество. Мы изучили многие школы и предлагаем в своем подходе использовать наиболее эффективные ПРАКТИЧЕСКИЕ подходы и инструменты этих школ стратегического планирования.

Сразу договоримся, что существует 3-х разных УРОВНЯ Стратегии:

1-Й УРОВЕНЬ: Корпоративная стратегия относится ко ВСЕЙ Компании и ее общим целям. Ее реализация увеличивает стоимость различных частей (бизнес-единиц) организации. Это больше относится к очень крупным, разветвленным компаниям.

2-Й УРОВЕНЬ: Бизнес-стратегия определяет направления успешной конкуренции на отдельных рынках. Это как раз про конкретный бизнес и его результаты, про компании малого и среднего бизнеса.

3-Й УРОВЕНЬ: Функциональные стратегии определяют фактические пути реализации корпоративных и бизнес-стратегий на основе имеющихся ресурсов, процессов и персонала.

Например, очень важной функциональной стратегией является Маркетинговая стратегия или Стратегия продаж. О наших подходах к разработке данных стратегий вы можете прочитать на соседних страницах нашего сайта.

Далее здесь мы будем говорить исключительно о БИЗНЕС-СТРАТЕГИИ.

Понятно, что действительно эффективная стратегия должна формировать ДЛИТЕЛЬНОЕ КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО. И главный секрет заключается в том, чтобы создать и реализовать такие решения и инструменты, которые не скопируют конкуренты.

В разработке такой эффективной Бизнес-стратегии может сильно помочь научный подход:

  • Понимание типологии конкурентных стратегий на рынке;
  • Бизнес-модели, которые задают логику и делают подход более продуманным.

Как мы обычно разрабатываем Бизнес-стратегию (вместе с Командой Заказчика):

  1. Проводим аудит бизнеса (анализ рынка и Компании, в т.ч. SWOT-анализ).
  2. Определяем стратегические цели (обязательно SMART).
  3. Определяем подход к разработке Бизнес-стратегии (их много, нужно выбрать подходящий), подбираем нужные инструменты.
  4. Разрабатываем стратегию с помощью нужных инструментов через цикл совещаний, сессий. Особенно важно – разработка и выбор альтернатив!
  5. Оформляем Стратегию в удобном, наглядном виде.
  6. Делаем Планы работ по каждому приоритетному направлению Стратегии.

Почему у нас получается:

  • Потому, что есть наработанные методики разработки Бизнес-стратегий, есть много шаблонов бизнес-моделей.
  • Потому, что есть большой практический опыт разработки и внедрения Стратегии, ее инструментов.
  • Потому, что делаем не просто бумагу, а «подпираем» все планами работ.

Немного подробнее о наших подходах к разработке стратегии

С точки зрения формирования Конкурентной стратегии нам очень нравится подход М. Портера, предложенный им еще в 80-х годах прошлого века:

bs11

А еще больше нам нравится логика, изложенная в концепции «стратегические часы» (это модернизированный вариант подходов М. Портера):

bs22

1. «Без излишеств» - Эта стратегия пригодна только для отдельных сегментов.

2. Низкая цена - Опасность ценовой войны и низкой прибыли; чтобы следовать этой стратегии, нужно быть лидером по себестоимости (иметь минимальную среди конкурентов себестоимость).

3. Гибридная стратегия - Низкие затраты и реинвестиции в низкую цену и дифференциацию.

4. Дифференциация:

а) Без наценки - более высокая воспринимаемая потребительная стоимость, более высокая рыночная доля.

б) С наценкой – воспринимаемая потребительная стоимость достаточно высока, чтобы потребители «вынесли» повышенную цену.

5. Фокусная дифференциация - Более высокая воспринимаемая потребительная стоимость для отдельного сегмента, благодаря чему допустимо использовать наценку.

6. Повышенная цена/стандартная потребительная стоимость - Более высокая прибыль, если конкуренты не прибегнут к этой же стратегии - опасность потерять рыночную долю.

Немного о бизнес-моделях

Также на разработку стратегии помогает выйти применение бизнес-модели, которую предложили в своей книге Тим Кларк, Александр Остервальдер:

bs33

 

Она достаточно наглядна, проста для восприятия и передает нужные связи.

Аналогично на разработку Бизнес-стратегии помогает выйти применение еще одной схемы, которая представляется в форме «волшебного треугольника»:

bs44

Как видно из 2-х указанных выше СХЕМ (бизнес-моделей), необходимо определить ключевые элементы бизнес-модели (КТО?, ЧТО?, КАК? и ПОЧЕМУ?), продумать связи между ними, продумать механизмы создания стоимости и управления затратами. Все это поможет уточнить / сформировать бизнес-модель и заложить основу для будущих инноваций, стратегических изменений, инициатив.

Моделей, подходов, инструментов для разработки Бизнес-стратегии множество. Поскольку мы их изучали, то предлагаем вам свою помощь в их применении на практике. Нужно только идти шаг за шагом.

Обратный звонок